Тяжелый разведывательный беспилотник rq 4 global hawk. Ядерная и военная программа ирана

Программа создания БПЛА RQ-4 Global Hawk стартовала в мае 1995 года, когда победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+ был объявлен проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов.
Новый беспилотник в числе прочего рассматривался как замена дальнего высотного разведчика Lockheed U-2 который эксплуатировался с 1956 года.

Фирма Teledyne Ryan уже имела опыт проектирования беспилотников. Созданные этой фирмой дальние высотные разведывательные AQM-34 Firebee хорошо зарекомендовали во Вьетнаме, было построено несколько сотен этих дронов.
В 1999 году фирма была поглощена Northrop Grumman и стала её структурным подразделением.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна.

Это позволило создать тонкое лёгкое и прочное крыло большого удлинения. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров.
V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов. Размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина - 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров.
По оценкам специалистов компании-разработчика «Нортроп Грумман», Global Hawk может на одной заправке преодолеть расстояние от ВВБ «Сигонелла» до Йоханнесбурга и обратно.

Впервые Global Hawk поднялся в воздух 28 февраля 1998 года, с авиабазы ВВС США Edwards.
В первом полёте была достигнута высота 9750 метров, при скорости 280 км/ч. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 0,5 метра.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk на авиабазе Edwards

Первые 7 построенных аппаратов создавались в рамках программы "Демонстрации передовых технологий" (ACTD), и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk осуществлялось параллельно с непрекращающейся доработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА первой серийной модификации Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.
Далее в рамках модели RQ-4В появились:
Block 20 - на нём увеличены грузоподъемность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.
Block 30 - доработанный вариант, официально принят на вооружение ВВС США в августе 2011 года.
Block 40 - совершивший первый полёт 16 ноября 2009 года. Основным отличием от предыдущих модификаций Block 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP.

Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$). К настоящему времени собраны около 40 беспилотников всех модификаций.


БПЛА используется как платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно.
Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon, он предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме, съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Используя «эффект Доплера» радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.
Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м). Электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.

Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.


Global Hawk и его блок ЭО/ИК датчиков

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Комбинированная дневная /ночная инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их.

Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи SATCOM, диаметр антенны 1.22 метра. По радиоканалу диапазона UHF в пределах прямой видимости, можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.

Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. Пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Global Hawk интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Он подключен к системам: Объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и Глобальная система командования и управления (GCCS). Полученные изображения могут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА используются для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач.
БПЛА без применения стелс-технологий должен иметь достаточно высокую выживаемость. Для обеспечения этого Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и станциями постановки помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может в среднем совершить более чем 200 боевых вылетов, если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий).

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.

БПЛА RQ-4 Global Hawk использовались в ходе боевых операций в Афганистане, Ираке и Ливии. Скорей всего они будут применены в ходе операции против Сирии.
В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk и самолёты разведчики U-2 на авиабазе Baele


На первом этапе, поставлена задача, по эффективному их использованию в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Для этого планируется использовать базу ВВС США на острове Сицилия, на территории итальянской ВВБ «Сигонелла».
Выбор БПЛА типа RQ-4 «Глобал Хок» в качестве основного средства ведения воздушной разведки и наблюдения, в том числе в зоне Европы и Африки, отнюдь не случаен. На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников». Аппарат имеет взлетную массу порядка 14,5 тонны и несет полезную нагрузку более 1300 килограммов. Он способен оставаться в воздухе без посадки и дозаправки до 36 часов, поддерживая при этом скорость около 570 километров в час. Перегоночная дальность БЛА превышает 22 тысячи километров.


Кроме военных разведывательных задач RQ-4 Global Hawk активно используется для мониторинга окружающей среды в научных целях.
Несколько машин используются НАСА в Дрейденском научном центре для исследовательских высотных полётов. БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан.

В августе, сентябре 2010 года один из аппаратов участвовал в программе НАСА "Возникновение и быстрое усиление" (Genesis and Rapid Intensification Program), в рамках исследований атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазона, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд.
Беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.

При ликвидации последствий стихийных бедствий совершались полёты над территорией США для оценки ущерба от урагана Ike и Калифорнийских пожаров.


Фотография пожаров, сделанная " Глобал Хоук " ВМС США в Северной Калифорнии, 2008 году.

Заинтересованность в приобретении Global Hawk выразили некоторые союзники США.
Германия для замены устаревшего патрульного самолёта Breguet Atlantic выбрала RQ-4B , окрестив его Euro Hawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях.

Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Канада планирует заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Для работы в Арктике, в условиях экстремально низких температур специалистами Northrop Grumman создана модификация Polar Hawk.

Кроме того ведутся переговоры о поставках с Австралией, Испанией и Японией. Потенциальным покупателем является также Индия.

По материалам:
http://www.northropgrumman.com/capabilities/globalhawk/Pages/default.aspx
http://warinform.ru/News-view-354.html
http://airspot.ru/catalogue/item/ryan-rq-4-global-hawk
http://tech-life.org/arms/86-rq-4-global-hawk


Последние новости

20.07.2019 г.

10:44
19.07.2019 г.

20:10

09:37
18.07.2019 г.

13:20

09:15

09:03
17.07.2019 г.

Беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk (США)

RQ-4 Global Hawk – американский стратегический разведывательный беспилотный летательный аппарат.

RQ-4 был разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, которая является дочерним предприятием Northrop Grumman. Свой первый полет данный БПЛА осуществил 28 февраля 1998 года. Первый выпущенный БПЛА RQ-4 Global Hawk был отдан военно-морским силам США (2004 г.). В марте 2006 года этот аппарат начал выполнять боевые задания.

Схема RQ-4 Global Hawk – нормальная аэродинамическая. Крыло, а также хвостовое оперение сделаны из композиционного материала, основой которого является углеволокно. Основным материалом для изготовления фюзеляжа стали алюминиевые сплавы. RQ-4 оснащен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H, тяга которого равна 31,4 кН.

Весь комплекс БПЛА Global Hawk включает в себя такие элементы:
— воздушный сегмент (БПЛА с сенсорами, авионикой и системами передачи данных),
— наземный сегмент,
— сегмент обслуживания,
— персонал.

Для достижения более высокой мобильности, все наземное оборудование разработчики разместили в контейнерах или на специальных трейлерах.

RQ-4 Global Hawk укомплектован системой наблюдения и разведки Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance (HISAR). Эта система была сконструирована компанией Hughes специально для разведывательного самолета Lockheed U-2. Комплекс состоит из: радара SAR/MTI, оптического сенсора, а также инфракрасного сенсора. Цифровая информация может быть передана наземным станциям в режиме реального времени в пределах прямой видимости или с помощью спутникового канала (скорость передачи данных – 50Мбит/с).

Подсистеме SAR/MTI под силу такие задачи:
— сканирование и обнаружение объектов в радиусе 100 км,
— наблюдение с разрешением 6 метров за полосой шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км (комбинированный режим),
— радар обеспечивает разрешение 1,8 метра на территории 10 кв. км (режим деталировки).

Дневная камера может работать в двух режимах:
1) сканирование полосы, ширина которой достигает 10 км,
2) получение четкого изображения территории 2×2 км.

Полученные изображения обрабатываются прямо на борту БПЛА. На наземную станцию они поступают в виде отдельных кадров, где собирается полноценное изображение и осуществляется подготовка для его дальнейшего использования.

Аппарат -4 Global Hawk выпускался в таких вариантах:
— AV: БПЛА, который в 2007 году купила NASA для того, чтобы исследовать атмосферу; аппарат мог нести 907 кг исследовательского оборудования, подниматься на высоту 20 км; время автономной работы – 30 часов;
— RQ-4А Global Hawk/Block 10: основная модификация; всего было сконструировано 7 аппаратов, которые списали в 2011 году;
— RQ-4B Global Hawk: представлен в 3-х вариантах Block 20 (увеличена грузоподъёмность и размах крыла; дальность полета – 8700 морских миль), Block 30 (был принят на вооружение американской армии в августе 2011 года), Block 40 (аппарат оснастили мультиплатформенным радаром MP-RTIP);
— Euro Hawk: немецкий вариант RQ-4, сконструированный компанией Northrop Grumman и Европейским авиакосмический концерном EADS; был выпущен в 2009 году; Германия потратила на разработки 559 млн. долларов;
— MQ-4C Triton: морская патрульная модификация RQ-4; БПЛА укомплектован радаром Х-диапазона;
— Polar Hawk: вариант БПЛА RQ-4 для вооруженных сил Канады; способен работать в особо холодных условиях.

В январе 2012 года вооруженные силы США решили прекратить закупку модификации Block 30 из-за дороговизны обслуживания. Америка решила выделить 1,2 млрд. долларов для закупки 6 RQ-4 в варианте Block 40. По состоянию на 2012 год на вооружении США находилось 20 беспилотников RQ-4 Global Hawk. Стоит отметить, что НАТО закупило 5 RQ-4 Global Hawk Block 40 в 2012 году.

Программа создания БПЛА RQ-4 Global Hawk стартовала в мае 1995 года, когда победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+ был объявлен проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм — претендентов.

Новый беспилотник в числе прочего рассматривался как замена дальнего высотного разведчика Lockheed U-2 который эксплуатировался с 1956 года. Фирма Teledyne Ryan уже имела опыт проектирования беспилотников. Созданные этой фирмой дальние высотные разведывательные AQM-34 Firebee хорошо зарекомендовали во Вьетнаме, было построено несколько сотен этих дронов. В 1999 году фирма была поглощена Northrop Grumman и стала её структурным подразделением.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна.

Это позволило создать тонкое лёгкое и прочное крыло большого удлинения. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках — по два колеса.

Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура.

В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес — класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров.

V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов. Размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина -13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров.

По оценкам специалистов компании-разработчика «Нортроп Грумман», Global Hawk может на одной заправке преодолеть расстояние от ВВБ «Сигонелла» до Йоханнесбурга и обратно.

Впервые Global Hawk поднялся в воздух 28 февраля 1998 года, с авиабазы ВВС США Edwards. В первом полёте была достигнута высота 9750 метров, при скорости 280 км/ч. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 0,5 метра.

Спутниковый снимок: Global Hawk на авиабазе Edwards

Первые 7 построенных аппаратов создавались в рамках программы «Демонстрации передовых технологий» (ACTD), и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk осуществлялось параллельно с непрекращающейся доработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА первой серийной модификации Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.

Далее в рамках модели RQ-4В появились:
— Block 20 - на нём увеличены грузоподъемность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.
— Block 30 - доработанный вариант, официально принят на вооружение ВВС США в августе 2011 года.
— Block 40 - совершивший первый полёт 16 ноября 2009 года. Основным отличием от предыдущих модификаций Block 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP.

Стоимость одной машины составляет около 35 млн. долларов (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн. долларов). К настоящему времени собраны около 40 беспилотников всех модификаций.

БПЛА используется как платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно.

Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon, он предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138.000 км 2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме, съемка области размером 2х2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Используя «эффект Доплера» радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.

Две антенны радара расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м. Электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.

Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый — сканирование полосы шириной 10 км. Второй — детальное изображение области 2х2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.

Global Hawk и его блок ЭО/ИК датчиков

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Комбинированная дневная /ночная инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации — 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их.

Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи SATCOM, диаметр антенны 1.22 метра. По радиоканалу диапазона UHF в пределах прямой видимости, можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.

Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. Пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Global Hawk интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Он подключен к системам: Объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и Глобальная система командования и управления (GCCS). Полученные изображения могут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА используются для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач.

БПЛА без применения стелс-технологий должен иметь достаточно высокую выживаемость. Для обеспечения этого Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и станциями постановки помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может в среднем совершить более чем 200 боевых вылетов, если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий).

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой.

Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.

БПЛА RQ-4 Global Hawk использовались в ходе боевых операций в Афганистане, Ираке и Ливии. Скорей всего они будут применены в ходе операции против Сирии. В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.

Спутниковый снимок: Global Hawk и самолёты разведчики U-2 на авиабазе Baele

На первом этапе, поставлена задача, по эффективному их использованию в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Для этого планируется использовать базу ВВС США на острове Сицилия, на территории итальянской ВВБ «Сигонелла».

Выбор БПЛА типа RQ-4 «Глобал Хок» в качестве основного средства ведения воздушной разведки и наблюдения, в том числе в зоне Европы и Африки, отнюдь не случаен. На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников». Аппарат имеет взлетную массу порядка 14,5 тонны и несет полезную нагрузку более 1300 кг. Он способен оставаться в воздухе без посадки и дозаправки до 36 часов, поддерживая при этом скорость около 570 км/ч. Перегоночная дальность БЛА превышает 22 тысячи километров.

Кроме военных разведывательных задач RQ-4 Global Hawk активно используется для мониторинга окружающей среды в научных целях. Несколько машин используются НАСА в Дрейденском научном центре для исследовательских высотных полётов. БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан.

В августе, сентябре 2010 года один из аппаратов участвовал в программе НАСА «Возникновение и быстрое усиление» (Genesis and Rapid Intensification Program), в рамках исследований атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазона, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд.

Беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили. При ликвидации последствий стихийных бедствий совершались полёты над территорией США для оценки ущерба от урагана Ike и Калифорнийских пожаров.

Заинтересованность в приобретении Global Hawk выразили некоторые союзники США. Германия для замены устаревшего патрульного самолёта Breguet Atlantic выбрала RQ-4B , окрестив его Euro Hawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях.

Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching. Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Канада планирует заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Для работы в Арктике, в условиях экстремально низких температур специалистами Northrop Grumman создана модификация Polar Hawk.

Кроме того ведутся переговоры о поставках с Австралией, Испанией и Японией. Потенциальным покупателем является также Индия.

Программа высотного дальнего разведывательного БПЛА Tier - это программа создания демонстратора перспективной технологии для нужд воздушной разведки (Defense Airborne Reconnaissance Office"s (DARO)). Цель проекта - предоставить командующему объединенными вооруженными силами необходимую разведывательную информацию. Необходимая разведывательная информация была определена директором DARO, генерал - майором Кеннетом Израэлем (Kenneth Israel), "разведывательная информацией о любой точке вражеской территории, в любое время суток, независимо от погодных условий." Программа предусматривает разработку двух, дополняющих друг друга систем высотных БПЛА:
  • Обычной конструкции - Tier II Plus
  • Малозаметной конструкции - Tier III Minus.
Основные требования программы Tier II Plus. БПЛА Tier II Plus должен быть способен вести продолжительную разведку на большой высоте. Он должен иметь дальность действия более 5500 км и иметь способность барражировать над районом разведки более 24-х часов на высоте более 18300 м. Для ведения разведки должен быт оснащен радаром с синтезированной апертурой (synthetic aperture radar (SAR), электронно-оптическую и инфракрасную камеру высокого разрешения. Он также должен иметь способность одновременного применения этой аппаратуры. Из каналов связи должны иметься широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости. Стоимость БПЛА не должна превышать $10 млн. в ценах 1994 финансового года.

Global Hawk победил в конкурсе.

Проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA) БПЛА RQ-4A Global Hawk в мае 1995 года был выбран победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+. Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов. Фирма Teledyne Ryan победила в конкурсе не случайно. Она одна из первых в США занялась разработками БПЛА. Ее дальние высотные разведывательные беспилотные ЛА хорошо зарекомендовали себя во время войны во Вьетнаме (Firebee). В период Холодной войны они довольно успешно выполняли разведывательные миссии в Китае (Compass Arrow). Система Global Hawk создается группой фирм, состоящей из Teledyne Ryan Aeronautical(San Diego), E-Systems (Falls Church, Virginia), Hughes, Loral, и других фирм работающих над различными подсистемами этого БПЛА.

Этапы реализации программы.

Этап 1 1998 финансовый год - изготовление двух летательных аппаратов, двух комплектов бортовой аппаратуры и оборудования и наземной станции управления. Начало летных испытаний БПЛА. Этап 2 Начался в 1999 году. Атлантическое командование США (US Atlantic Command) начало интенсивные испытания этих БПЛА. Для этих целей DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), которая руководит этой программой в интересах DARO (Defense Airborne Reconnaissance Office), заказала еще 3 БПЛА Global Hawks (этап 2В). Изначально планировалось иметь 8 БПЛА, но стоимость второго этапа программы вместо $164 млн. выросла до более чем $220, поэтому решили сэкономить. Однако, по словам изготовителя, несмотря на сокращение финансирования Global Hawk будет отвечать всем требованиям проекта. Авария БПЛА Global Hawk в марте 1999 года внесла существенные коррективы в планы реализации проекта. На данный момент решено ограничится тремя БПЛА. Планируется провести испытательные полеты в Канаде и Австралии. Если испытания пройдут успешно, и БПЛА Global Hawk удовлетворит всем предъявляемым требованиям, то ожидаемый заказ может достичь 50 ЛА. В среднем стоимость одного БПЛА Global Hawk в ценах 1994 года составит $10 млн. не учитывая стоимости запасных частей и снабженческих затрат. Возможности БПЛА Global Hawk вызвали большой интерес не только у американских военных, но и у военных Австралии, Великобритании, Израиля и Саудовской Аравии. Это сулит большие перспективы для фирмы Teledyne Ryan, у которой есть много других идей по применению этого "Короля БПЛА": например, он может использоваться как ретранслятор, как высотная научно-исследовательская лаборатория или как носитель противоракетного оружия для борьбы с баллистическими ракетами.

Первый полет.

Первый полет Global Hawk совершил 28.02.1998 с авиабазы ВВС США Edwards, Калифорния. Взлетел на скорости 200 км/ч с ВПП №08, полет продолжался 56 минут при скорости 280 км/ч. Была достигнута высота 9750 метров. Из-за того, что шасси не зафиксировалось надежно в убранном положении и температурные датчики приборного отсека показали слишком низкую температуру, испытатели решили снизить высоту полета до 6100 метров и сократить длительность полета. После передачи команды на посадку БПЛА на ВПП №22 снижался со скоростью 0.7 м/с. Для торможения на посадочной полосе в дополнение к обычным тормозам использовались тормозные щитки. Пробег составил 1200 метров. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 50 см. Так начались испытания. До конца второго этапа планировалось совершить 15 полетов общей продолжительностью 250 часов. Для этих целей в San Diego был собран второй БПЛА Global Hawk. Он был оснащен полным комплектом бортовой аппаратуры, в том числе и разведывательной. Первый полет совершил 20.11.1998.

Конструкция.

Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. Это позволило создать тонкое крыло с относительным удлинением 25. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров. V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов.

Разведывательное оборудование.

БПЛА сам по себе это платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры одновременно. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно и отличаются друг от друга следующим: Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon (Hughes) и предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км 2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме ("spotlight" mode), съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. В третьем режиме (X-Band) радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч. Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м) и необходимое электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии. Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.

Системы связи.

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Дневная / инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их. Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи Ku-диапазона (SATCOM), диаметр антенны 1.22 метра. По прямому каналу диапазона UHF можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с. Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. В будущем пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Интеграция в существующие военные информационные системы.

Global Hawk будет интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Если он будет подключен к таким системам как объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и глобальная система командования и управления (GCCS), изображения будут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА будут использоваться для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач. Если Global Hawk будет действовать в интересах армии США, то обработка полученных изображений будет производится Enhanced Tactical Radar Correlator (ETRAC) и Modernized Imagery Exploitation System (MIES) (или их преемниками). Если в интересах ВВС США, то с помощью Contingency Airborne Reconnaissance System (CARS); если в интересах ВМФ и КМП США то - Joint Services Imagery Processing System-Navy (JSIPS-N). Общая наземная станция (Common Ground Station (CGS)) может работать с изображениями обработанными любой из этих систем.

Средства самозащиты.

Программа требует чтобы БПЛА без применения стелс-технологий имел достаточно высокую выживаемость. Для самозащиты Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и постановщиками помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может совершить более чем 200 вылетов без повреждений если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий). В случае опасности БПЛА может вызвать помощь связавшись с ближайшим авиационным патрулем или самолетом AWACS.

Мобильность.

Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. В состав наземного оборудования входят:
  • Станция управления взлетом/посадкой
  • Станция управления операциями полетом
  • Трейлер с антенным оборудованием (SATCOM)
  • Трейлер со спутниковой антенной
  • Трейлер с кабелями
  • Два генератора
  • Два дополнительных генератора
  • Комплект силовой аппаратуры
  • Двигательный стенд с двигателем
  • Комплект запчастей
  • Комплект для обслуживания БПЛА
  • Станция управления полетом и станция управления взлетом/посадкой размещены в отдельных контейнерах размером 2.4х2.4х7.2м и 2.4х2.4х3.25м соответственно. Для удобства перемещения контейнеры снабжены выдвигающимися колесами. Комплекс наземного оборудования БПЛА Global Hawk может транспортироваться по воздуху тремя военно-транспортными самолетами С-141В, или двумя C-17, или одним С-5В.

Аварии.

29 марта 1999 года в 10:14 БПЛА Global Hawk №2 во время испытательного полета потерял управление и разбился рядом с озером Searles Lake. Это произошло на высоте 12500 метров после подачи сигнала на прекращение полета с авиабазы Nellis, Невада. БПЛА начал выполнение запрограммированного маневра прекращения полета и сорвался в штопор. Эта авария затормозила выполнение программы как минимум на два месяца. Изготовление замены для разбившегося БПЛА обойдется в $30 млн. С 1994 по март 1999 года в программу Global Hawk уже вложено $280 млн. 06 декабря 1999 года после успешного выполненного полета и посадки на авиабазе ВВС США Edwards, Калифорния произошел инцидент с БПЛА Global Hawk №3. Во время рулежки на главной ВПП авиабазы, на повороте лопнуло колесо на носовой стойке шасси. БПЛА не получил никаких повреждений. Характеристики:
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Производитель: Teledyne Ryan Aeronautical (США)
Размеры, мм (фт)
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Фюзеляж Длина 13530(44.4)
Ширина 1460(4.8)
Крыло Размах крыла 35420(116.2)
Площадь, м 2 (фт 2) 50.2(540)
Относительное удлинение 25
V-образное хвостовое оперение Длина (каждого) 3470(11.4)
Площадь (каждого), м 2 (фт 2) 4.98(42.8)
Относительное удлинение 3.0
Угол развала, градусов 50
Массы
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Масса взлетная максимальная, кг(фнт.) 11622(25,600)
Масса пустого, кг(фнт) 4177(9200)
Грузоподъемность, кг(фнт.) 863(1,900)
Масса топлива, кг(фнт) 6583(14,500)
Силовая установка
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Марка двигателя Allison AE3007H
Тип реактивный турбовентиляторный
Тяга статическая, кгс(фнт) 3450(7,600)
Марка топлива JP-8
Материаы
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Конструктивные материалы алюминий и композиты
Летные характеристики:
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Продолжительность полета, ч 38
Радиус действия, км(миль) 4445(2400) (+ 24ч наблюдения)
Скорость максимальная, км/ч(узлов) 639(345)
Посадочная скорость, км/ч(узлов) 176(95)
Потолок, м(фт) 19800(65,000)
Количество точек маршрута 999
Система навигации Litton 211G INS/GPS Системы связи Data Link(s)
  • X-band
  • Ku-band Data Rate(s) 9.6/9.6 kbps (down/up)
  • 47.8/0.2 Mbps (down/up)
  • 47.8/1.5 Mbps (down/up)
Разведывательное оборудование: Радар с синтезированной апертурой (SAR) с MTI электронно-оптическое и инфракрасное оборудование фирм Raytheon/Hughes

Модификации беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полёта RQ-4 «Глобал Хок»

Подполковник Л. Онищук

Беспилотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок» различных модификаций предназначены для ведения воздушной видовой (оптико-электронными и радиолокационными средствами), а также радиотехнической разведки в целях обеспечения действий ВВС и других видов ВС сил на различных ТВД с передачей данных на наземный пункт управления и обработки информации в реальном масштабе времени. В настоящее время это единственный серийно выпускаемый стратегический высотный разведывательный БЛА большой продолжительности полета.

История этого аппарата началась в мае 1995 года, когда проект «Глобал Хок» фирмы «Теледайн райан аэронатикал» (ныне часть фирмы «Нортроп-Грумман») стал победителем в конкурсе на лучший БЛА, высота ведения разведки которого составляет не менее 20 тыс. м и продолжительность полета - более суток. В конкурсе, продолжавшемся шесть месяцев, принимали участие пять фирм-претендентов. Первый 56-минутный полет аппарат совершил в феврале 1998 года с авиабазы ВВС «Эдвардс» (штат Калифорния).

Поставка БЛА RQ-4 «Глобал Хок» по программе демонстрации перспективной технологической концепции ACTD (Advanced Concept Technology Demonstration) началась в 1998 году и завершилась в феврале 2003-го, когда ВВС США получили седьмой аппарат. Три из шести БЛА разбились в ходе летных испытаний и боевого применения в период 1998 по 2002 год. Опытные образцы прошли войсковые испытания во время ведения военных операций в Афганистане и Ираке:

В частности, в ходе военной операции в Ираке в период с 8 марта по 2 мая 2003 года аппарат RQ-4A «Глобал Хок», контролировавшийся с континентальной части США (АвБ Бил, штат Калифорния), совершил 16 боевых вылетов (общий налет около 357 ч), что составляет всего 3 проц. общего количества разведывательных полетов авиационной группировки (5 проц. общего количества полетов с целью высотной воздушной разведки). Но при этом аппаратом добыто более 55 проц. всех разведданных о критичных по времени целях, которая доводилась до боевых подразделений после обработки на наземных пунктах, расположенных на континентальной части США. Общее время распределения и доведения информации не превышало 10 мин.

Аппарат «Глобал Хок» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. Крыло и хвостовое оперение изготовлены из композиционного материала на основе углеволокна. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из алюминиевых сплавов. В носовой части под большим радиопрозрачным обтекателем находится параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1,22 м. В приборном отсеке, расположенном ниже, размещена разведывательная аппаратура. В средней части установлен топливный бак, а в хвостовой части - двухконтурный турбореактивный двигатель АЕ 3007Н фирмы «Роллс-Ройс» с максимальной тягой 36,8 кН. Для взлета и посадки БЛА применяется убирающееся трехопорное шасси.

В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входят: средства видовой разведки (оптико-электронная станция и РЛС бокового обзора, аппаратура радиотехнической разведки (РТР) и радиоэлектронного противодействия (РЭП), навигационная подсистема, интегрированная система передачи и приема данных через спутник и на дальности прямой видимости, система целеуказания ATACCS (Airborne Targeting And Cross-Cueing System) и ретрансляционная аппаратура.

Радиолокационная станция с синтезированием апертуры антенны (РСА) «Хисар» (HISAR - Hughes Integrated Surveillance And Reconnaissance), обеспечивающая получение радиолокационных изображений (РЛИ) участков местности, разработана специалистами фирмы «Хьюз» (ныне «Рейтеон») в середине 90-х годов. Для обзора пространства по обе стороны БЛА используется волноводно-щелевая антенная решетка размером 0,36 х 1,27 м с механическим приводом, изменяющим ее положение по углу места в пределах нижней полусферы, а по азимуту ± 45°. С целью уменьшения времени и снижения стоимости разработки станции специалистами фирмы «Хьюз» был применен ряд технических решений, внедренных ранее при разработке РЛС ASARS-2 разведывательного самолета U-2S.

Станция «Хисар», работающая в диапазоне частот 8-12,5 ГГц и имеющая излучаемую импульсную мощность 3,5 кВт, обеспечивает получение РЛИ на дальности 20-200 км в трех режимах работы.

При работе в первом режиме РСА ведет съемку полосы местности шириной 10 км с линейной разрешающей способностью 1 м и производительностью около 138 тыс. км2/сут. В режиме съемки отдельного участка местности эта станция позволяет получать высококачественные РЛ-изображе-ния участков местности размером 2 х 2 км с линейным разрешением около 0,3 м. Производительность в режиме РСА 80 участков в час. В режиме селекции движущихся целей станция за 120 с обеспечивает обзор земной поверхности в секторе 90°, а также определение одиночных и групповых объектов, движущихся со скоростью 7,2-127,4 км/ч.

Точность определения координат на дальности 185 км составляет около 10 м, масса - 290 кг.

Оптико-электронная система (ОЭС) фирмы «Кодак» выполнена таким образом, что дает возможность одновременно вести съемку в видимом (0,4-0,8 мкм) и инфракрасном (3,6-5 мкм) диапазонах, за счет отклонения светового потока с помощью входной оптической системы и проецированием его на одну из двух матриц фотоприемников. Ее сектор обзора по азимуту ± 15°, а по углу места (в нижней полусфере относительно вертикали) ± 80°, точность стабилизации оптической оси 3 мкрад; масса системы около 100 кг.

ОЭС работает в трех режимах: съемка полосы местности, съемка отдельного участка с повышенной разрешающей способностью и получение стереоскопических изображений (во всех случаях максимальная дальность съемки не превышает 65 км).

В первом режиме ведется съемка полосы местности шириной 0,1-10 км с линейным разрешением 0,7 и 1,15 м для видимого и ИК-диапазонов соответственно. Производительность системы составляет 104 тыс. км2 в сутки. В режиме с повышенной разрешающей способностью (0,35 и 0,9 м соответственно) наблюдение ведется за участком земной поверхности размером приблизительно 2x2 км. При этом система может передавать до 1 900 фотоснимков таких участков в сутки. Для получения стереоскопических изображений используется второй режим с перекрытием кадров.

Для компенсации влияния вибраций и упругих деформаций конструкций БЛА во время полета, снижающих точность определения координат обнаруживаемых объектов, в составе ОЭС имеется жестко закрепленный блок инерциальной навигационной системы с коррекцией от встроенного приемника КРНС NAVSTAR, которая обеспечивает одновременный прием сигналов от пяти навигационных космических аппаратов.

Станция РТР LR-100 фирмы «Литтон» предназначена для обнаружения источников радиоэлектронного излучения, определения их типов и координат, а также режимов работы. Диапазон рабочих частот станции 2-18 ГГц с возможностью расширения в сторону низких (до 70 МГц) или высоких (до 80 ГГц) частот, масса 23 кг.

Для передачи информации потребителям и управления аппаратом могут быть задействованы несколько каналов связи. При использовании каналов спутниковой системы связи скорость передачи информации не превышает 50 Мбит/с, а при передаче данных на дальность прямой видимости (составляет около 500 км при полете БЛА на высоте около 20 км) она может достигать 137 Мбит/с.

Бортовой комплекс защиты включает в себя станцию предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении AN/ALR-89(V), функционально связанную с системой автоматического управления БЛА (в зависимости от боевой обстановки последняя обеспечивает выполнение типового маневра), и буксируемую ложную цель AN/ALE-50 (три единицы). В станции AN/ALR-89(V) используются два приемника предупреждения о радиолокационном облучении и один - импульсного и непрерывного лазерного излучения.

В состав беспилотной системы «Глобал Хок» входит БЛА и наземное оборудование, которое для повышения мобильности размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. Наземное оборудование представлено наземными пунктами управления (НПУ) и обработки информации, пунктом обеспечения взлета и посадки, а также средствами для технического обслуживания БЛА и другим вспомогательным оборудованием.

Наземный пункт управления представляет собой стандартный контейнер, оснащенный системой кондиционирования воздуха, различными средствами связи и электрогенераторами. В нем размещаются автоматизированные рабочие места (АРМ) командира расчета и операторов БЛА, аппаратуры видовой и радиотехнической разведки, а также контроля систем связи и передачи информации. Каждый НПУ может осуществлять управление одновременно тремя аппаратами RQ-4 «Глобал Хок».

Пункт обеспечения взлета и посадки, функционально подчиненный НПУ, предназначен для управления БЛА в зоне аэродрома базирования. В нем размещены АРМ подготовки полетных заданий и контроля систем связи и управления. В случае необходимости оператор может внести необходимые изменения в программу полета на этапе предполетной подготовки.

Для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания БЛА используются генераторные установки мощностью 30 и 90 кВт, комплекс контрольно-проверочной аппаратуры и технические средства для выполнения текущего ремонта.

Для проверок бортового оборудования задействуется в основном встроенная система контроля, что позволяет снизить количество наземных средств обслуживания, а также отказаться от применения различных адаптеров и систем сопряжения.

Для транспортировки одного комплекта наземного оборудования системы «Глобал Хок» военно-транспортным самолетом С-17А требуется два самолето-вылета, а ВТС С-5В - один.
В ходе проведенного американскими экспертами анализа опыта применения БЛА RQ-4A «Глобал Хок» был выявлен ряд недостатков машины. Главными из них считаются ограничения по массе и объему полезной нагрузки, а также недостаточная мощность бортовой энергосистемы, что не позволяет задействовать весь комплекс разведывательных средств в одном вылете. В связи с этим командование ВВС США реорганизовало программу приобретения БЛА RQ-4A «Глобал Хок» в целях оптимизации ТТХ и ускорения работ. Так, весь цикл полномасштабной разработки был разбит на четыре этапа, на каждом из которых предусматривалось проводить мероприятия по дальнейшему усовершенствованию БЛА с последующим его производством:

Первый (2000-й - середина 2003-го) - разработка аппарата взлетной массой 12 117 кг и массой полезной нагрузки (ПН) 900 кг (у демонстрационного образца - 10 900 и 860 кг соответственно).

Второй (середина 2002-го - середина 2005-го) - увеличение взлетной массы до 14 600 кг, а массы ПН до 1 360 кг. Основные технические проблемы заключались в обеспечении продолжительности патрулирования в течение более 20 ч на дальности не менее 2 200 км и повышении мощности системы электроснабжения (с 17 до 25 кВт). Для этого потребовалось модифицировать фюзеляж, крыло и силовую установку - СУ (снизить отбор воздуха, оптимизировать характеристики на больших высотах). В дальнейшем планируется установить на БЛА еще более мощный и экономичный двигатель, а также вспомогательную СУ, предназначенную для его запуска (система запуска RQ-4A пневматическая, от наземного источника сжатого воздуха) и проведения наземных проверок. В 2003 году начато серийное производство данной модификации аппарата, получившей обозначение RQ-4B Block 20. Для ВВС США намечается закупить шесть таких аппаратов.

Третий (середина 2003-го - середина 2006-го) - оснащение БЛА аппаратурой нового поколения - широкодиапазонной системой РРТР ASIP (Advanced Signals Intelligence Payload) и средствами спутниковой связи «Инмарсат». Данная модификация получила обозначение RQ-4B Block 30, и ее летные испытания ведутся с 2007 года. Потребность ВВС США в данной модификации оценивается в 26 аппаратов.

Четвертый (середина 2004-го - конец 2007-го) - оборудование БЛА РСА с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разрабатываемой по программе MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program). Данная программа предусматривает разработку РСА с АФАР для установки ее на различных носителях, в частности на аппарате «Глобал Хок», для которого создан прототип РСА с АФАР размером 1,5 х 4,5 м и мощностью излучения 20 кВт. В 2006 году начались летные испытания прототипа станции, размещенного в подвесном контейнере, на борту БЛА «Протеус», а с 2009-го проводятся испытания станции, установленной уже на борту «Глобал Хок». Модификация аппарата с РСА MP-RTIP получила обозначение RQ-4B Block 40. Планами ВВС США предполагается закупка 15 таких БЛА. В состав ПН может войти также гиперспектральный датчик.

Кроме того, в рамках данного этапа планируется улучшить надежность, ремонтопригодность и защиту наземного оборудования от химического и бактериологического оружия, а также обеспечить возможность запуска двигателя на высоте 18 000 м. Однако для этого потребуется вспомогательная СУ массой 225 кг, что значительно повлияет на снижение массы ПН.

Серийные образцы БЛА оцениваются в 19-27 млн долларов (без учета стоимости ПН, которая для модификации Block 30 составляет 27,1 млн, для Block 40 - 39 млн), а вся система -в 57-62 млн долларов. Потребности ВВС США в настоящее время составляют 55-60 БЛА «Глобал Хок», которые будут поступать в вооруженные силы с темпом пять-семь единиц в год.

Для повышения эффективности выполнения задач базовой патрульной авиации ВМС США совместно с новыми многоцелевыми самолетами, создаваемыми в рамках программы ММА (Multimission Maritime Aircraft), предусматривается широкое использование БЛА БПА. В связи с этим в рамках программы BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) разрабатывается аппарат, который даст возможность вести круглосуточное наблюдение за морской зоной радиусом не менее 3 000 км в течение 36 ч и более при высоте патрулирования около 16 км. БЛА BAMS обеспечат ведение разведки, наблюдение и сбор информации на обширном морском пространстве и в прибрежных районах в интересах защиты кораблей и объектов ВМС, а также обнаружение, классификацию и идентификацию целей. Использование таких аппаратов позволит сократить полностью привлекаемые для наблюдения и разведки пилотируемые средства.

В апреле 2008 года после шестилетнего процесса отбора прототипа новой беспилотной системы военно-морские силы США заключили с фирмой «Нор-троп-Грумман» 89-месячный контракт общей стоимостью 1,164 млрд долларов, предусматривающий разработку и демонстрацию БЛА на базе аппарата «Глобал Хок». Новый аппарат RQ-4N будет представлять собой «морскую» версию RQ-4B «Block 20». В состав бортовой аппаратуры намечено включить РЛС кругового обзора с дальностью действия 200 км, ОЭС, а также аппаратуру РРТР, связи и ретрансляции.

В общей сложности проект BAMS предусматривает принятие на вооружение 68 БЛА, которые будут использоваться для морского наблюдения и целеуказания совместно со 108 закупаемыми ВМС самолетами базовой патрульной авиации нового поколения Р-8А «Посейдон». Планируется, что такой «тандем» позволит заменить существующий парк из 225 устаревших самолетов БПА Р-ЗС «Орион». Достичь начальной боевой готовности разрабатываемых по программе BAMS средств наблюдения и разведки намечается к 2014 году.

В настоящее время в связи с необходимостью ведения воздушной разведки с больших высот в ВВС США аппараты «Глобал Хок» являются очень востребованными, в том числе в силу своей экономической эффективности. Отвечая противникам планов ВВС США заменить к 2011 году пилотируемые высотные разведывательные самолеты U-2 беспилотными средствами типа «Глобал Хок», директор программ высотных систем большой продолжительности полета компании «Нортроп-Грумман» Э. Вэлби сообщил, что стоимость 1 ч полета такого БЛА составляет 13 тыс. долларов, тогда как аналогичный показатель для U-2 равен 23 тыс. Более того, при частичном сокращении расходов на содержание обслуживающего персонала стоимость часа эксплуатации БЛА «Глобал Хок» составит около 6 тыс. долларов.