Baldur s gate enhanced edition рецензия. Обзор игры Baldur's Gate

Чувство предвкушения — именно с ним запускаешь Baldur"s Gate II: Enhanced Edition. Ностальгия смешивается с ожиданием увидеть обновленную графику, какой-никакой дополнительный контент, улучшенный интерфейс. Одна из лучших ролевых игр всех времен, шедевр BioWare 13-летней выдержки, требует к себе особого отношения. Выдающийся экспонат «старой школы» нужно реставрировать осторожно, чтобы ненароком не вызвать гнев у повзрослевших поклонников. И разработчики вроде бы понимали ответственность, вроде бы действовали из лучших побуждений, но не оправдали ожиданий. Наступили на свои же грабли, оставленные после выпуска . «Улучшенное издание» получилось сырым, как половая тряпка в разгар уборки.

Тем не менее, в это удивительное приключение уходишь с головой. История отпрыска бога Баала увлекает с первых минут благодаря нетрадиционному началу и бодрому темпу повествования. Протагонист находится в клетке, его пытает маг-психопат, и кажется, недолго ему осталось стонать в языках пламени. На счастье, в катакомбы мага врывается воровская банда и начинает погром. Герой, воспользовавшись суматохой, выбирается на волю, собирает отряд из таких же неудачников и отправляется искать выход из опасного лабиринта.

Но это только начало долгого путешествия. Политические интриги, заговоры, предательства, попытки разобраться с проблемами говорливых напарников — события и персонажи мелькают друг за другом. Оторваться сложно. Тем более здесь позволяют действительно отыгрывать избранную роль, принимать далеко идущие решения, и многое зависит от того, кем вы играете и как.

Издание Baldur"s Gate II: Enhanced Edition включает в себя как оригинальный Shadows of Amn, так и дополнение Throne of Bhaal. Всё в одном. Авторы добавили поддержку широкоформатного разрешения, слегка подретушировали графику, доработали интерфейс. Появилась кнопка «быстрого сохранения», что очень востребовано, учитывая сложность игры. Здесь дворовые хулиганы элементарно могут завалить героическую партию по дороге в ночлежку, не говоря уж про боссов и монстров. Сохраняться нужно много и часто.

И стоило бы рукоплескать товарищам за адаптацию легендарной игры под современные компьютеры и мониторы. Вышеперечисленного уже достаточно, чтобы заплатить за Enhanced Edition, но... очень много технических недоработок.

Экран то двигается при подведении курсора мышки к краю, то не двигается. Во время сна соответствующий ролик то включается, то не включается. При нажатии на кнопку «быстрого сохранения» игра пару раз вылета на «рабочий стол» Windows, а после загрузки все враги на уровне возрождались. Ремарки персонажей относительно тех или иных событий иногда запаздывают. Например, девушка может восторгаться оставшейся далеко позади библиотекой, переступив порог лаборатории. И все эти сюрпризы вываливаются на голову в течение первого часа игры!

Впрочем, это дело поправимое, если, конечно, у авторов когда-нибудь проснется желание поработать над ошибками. Неприятно другое они не стали исправлять реальные проблемы оригинального Baldur"s Gate II. Остались прежние дыры, позволяющие быстро заработать много-много денег. Поиск пути, как и прежде, работает некорректно. Шесть персонажей в составе партии разбредаются в разные стороны, если их легкомысленно послать в другую часть карты. Во время сражений приходится за ручку, матерясь, управлять болванчиками, которые так и норовят отправиться в обход и где-нибудь застрять. Неприятно, что фигурки героев не стали перерисовывать, и их размытые пиксели теряются на фоне похорошевших декораций. Неприятно, что разработчики не подумали о тех людях, которые незнакомы с некогда популярной ролевой системой Advanced Dungeons & Dragons. Новички просто потеряются в пространных описаниях, пытаясь свыкнуться с логикой, в корне отличающейся от современных компьютерных ролевых игр.


Отдельно стоит отметить, что дополнительный контент, включающий четырех новых напарников с их собственными сюжетными линиями, создавался абы как. Речь не о связанных с ними миссиях, они как раз хороши. Но как только вы здороваетесь с новыми героями, они открывают рты, и их плохо поставленные голоса наждачной бумагой проходятся по нервам. Хуже этого только их безэмоциональные (но громкие!) охи во время сражений, идущие вразрез с экспрессивными воплями товарища Минска.

Diagnosis

У Baldur"s Gate II: Enhanced Edition слишком много технических проблем, чтобы можно было рекомендовать игру к покупке. С одной стороны, это широкоформатная версия легендарной ролевой игры BioWare с доработанным интерфейсом, что нельзя не приветствовать. Авторы постарались, добавили новый контент, чтобы удивить поклонников новыми героями. С другой стороны, они не вылечили старые болячки, зато наплодили новых, не подумали про то, насколько изменились компьютерные ролевые игры за прошедшие годы, и что новичкам будет ужасно сложно разбираться с диковатой по сегодняшним меркам системой Advanced Dungeon"s & Dragons.

Впрочем, игру можно купить и сейчас, положить на виртуальную полку и ждать исправления ошибок, чтобы потом окунуться в новое удивительное приключение в компании Минска и его хомячка.

  • Легендарная ролевая игра BioWare: Baldur"s Gate II: Shadows of Amn и Throne of Bhaal в одном издании
  • Новые интересные герои со своими миссиями
  • Обновленный режим The Black Pits II в формате гладиаторских боев хорошо подходит для мультиплеера
  • Широкоформатное разрешение, подретушированная графика, кнопка «быстрого сохранения»

Contra:

  • Огромное количество самых разных и неожиданных технических недоработок
  • Очевидные проблемы оригинала так и не исправили
  • Отвратительные голоса новых героев
  • Нет хорошего объяснения особенностей ролевой системы Advanced Dungeon"s & Dragons для новичков
  • Модели героев следовало перерисовать в первую очередь, их фигурки воспринимаются плохо различимой кашей из пикселей

7.5 от редакции

0

0

23.09.2015

Baldur"s Gate

  • Издатель: Interplay Productions
  • Издатель в России: Акелла
  • Разработчик: BioWare Corporation
  • Сайт: -
  • Игровой движок: -
  • Жанр: RPG
  • Режим игры: Одиночный режим, многопользовательская игра
  • Распространение: CD-ROM (5)

Системные требования:

  • Windows XP, Windows Vista
  • Intel Pentium, 0.6 ГГц
  • 16MB
  • 16 Мб и мощнее
  • 2 Гб

Об игре

Baldur’s Gate - это первая игра в серии Baldur’s Gate, ставшая по-настоящему культовой среди миллионов поклонников серьезных и хардкорных RPG. Разработчиком выступила студия BioWare, общемировым издателем стала компания Interplay. Издатель в России: “Акелла”. Игра вышла в 1998 году, но еще на протяжении нескольких лет умелые “кузнецы” из BioWare продолжали ковать проекты по мотивам серии (аддон для первой игры Tales of the Sword Coast, а затем и сиквел Baldur"s Gate II: Shadows of Amn с дополнением Throne of Bhaal). К сожалению, на этом победоносное шествие Baldur"s Gate прекратилось на весьма долгое время, если, конечно, не считать полноценными проектами игры вроде Baldur"s Gate: Dark Alliance.

Играть в Baldur’s Gate приходится в режиме реального времени, но специально для фанатов известной “настолки” D & D была введена интерактивная пауза. В момент, когда игра прерывается, геймеры могут раздавать указания главному герою и его напарникам.

В далеком 1998 году вышла эта знаменитая игра, и она до сих пор на устах у многих геймеров. Компания BioWare, создатель Baldur"s Gate, создавала игру, а создала шедевр. И 1998 год стал переломным в жанре РПГ. Игра Baldurs Gate была анонсирована задолго до выпуска и ее ждали с нетерпением. Если современный игрок посмотрит на игру и будет крутить носом, то современники Baldurs Gate были шокированы графикой. Отдельно следует упомянуть звуки и музыку в игре - они подобраны четко к месту, ничего лишнего, но как со вкусом.

Сюжет игры

Тройка сильнейших тёмных богов погибла, а их место занял один-единственный смертный. Но бог убийц Баал предвидел такой конец, а потому создал себе потомков из числа ничего не подозревающих смертных. Ничем особым они не выделяются среди прочих, однако кровь мёртвого бога течёт в их жилах и может позволить одному из них взойти на трон отца.

Главный герой игры является одним из детей Баала, но он не знает об этом. Есть и другой, по имени Саревок, желающий уничтожить всех своих братьев и сестер, чтобы самому стать единственным наследником божественного трона. Первостепенная задача игрока — выжить, будучи постоянной целью убийц, а уж затем он сможет сразиться с Саревоком и, как знать, самому посягнуть на трон отца. А помогать герою в этом будут многие авантюристы, которых можно брать (или не брать) в свою команду: простодушный следопыт Минск с ручным хомяком Бу, опытная путешественница Джахейра, наивная девушка Имоен, коварный маг Эдвин, достающая всех подряд тёмная эльфийка Викония и многие другие.

Геймплей

Каждый персонаж в постоянном движении, при этом есть функция управляемой паузы, во время которой можно раздать персонажам приказы, а затем, сняв игру с паузы, наблюдать за их выполнением. Игра поделена на семь глав, каждая из которых обозначает определённую логическую часть сюжета. Возможно свободное изучение карты мира, но есть некоторые места, которые не открываются, пока игрок не дойдёт до какой-либо отметки в игре. Игрок начинает игру одним плохо экипированным персонажем, но в процессе игры он может собрать команду до 6 членов, каждый из которых с получением опыта улучшает свои способности, также можно улучшить (найти, снять с убитых врагов, украсть, купить, получить в награду) экипировку персонажей.

  1. Восемь изданий признали Baldur"s Gate игрой года.
  2. Игра получила звание RPG года от 12 изданий.
  3. Игра была переиздана пять раз. Последний - в 2010.
  4. Игра получила в среднем 95 из 100. И всеобщее признание.
  5. Игра стала отправной точкой для целого жанра игр. Ее выход взбудоражил мир компьютерных ролевых игр. На движке Baldur"s Gate было в последующие годы создано три продолжения, которые продались общим тиражом более 5 миллионов копий. Кроме того, движок дал жизнь и многим другим ролевым играм, к примеру, от Blackisle Studios.
  6. Было продано более двух миллионов копий игры.
  7. Движок для игры был написан с нуля. Параллельно создавалось и наполнение.
  8. Ни один из шестидесяти разработчиков до релиза игры не имел опыта в выпуске компьютерных игр вовсе.
  9. Игра поставлялась аж на пяти оптических дисках формата CD-ROM.
  10. В игре можно встретить каноничных персонажей из Forgotten Realms. К примеру, Эльминистер и гоблин-барт Дриззт.
  11. Baldur"s Gate - это название самого большого города на Берегу мечей.
  12. Игрок может объединить в своей группе до шести персонажей, включая его самого.
  13. Сюжет в игре поделен на семь частей. Игрок может свободно исследовать мир в каждой из них, но ключевые области открываются только по мере прохождения.
  14. Не смотря на походовый режим, который предусматривают правила Dungeons & Dragons, игра работает в реальном времени и отсчитывает ходы без участия игрока.
  15. Композитором игры был Майкл Хёниг.
  16. Главными дизайнерами игры выступили Джеймс Олен и Рей Музика.
  17. Игра использует движок Infinity, тот же, что бы использован для Planescape Torment и Icewind Dale.
  18. Главному герою игры предстоит совершить путешествие по западному побережью Фаеруна - Берегу Мечей.
  19. Действие игры происходит в мире Forgotten Realms по модифицированным правилам AD&D 2.

Все новое - это хорошо забытое старое. Студия Overhaul Games по-своему поняла эту цитату и, сделав её своим девизом, начала воскрешать уже подзабытые игры другой студии, имя которой известно всем геймерам во всем мире. Речь идет о Bioware и о её бородатом творении 1998 года - Baldur’s Gate , заложившем многие каноны всего жанра RPG-игр. Потренировавшись на менее известном шутере MDK2 , спустя 14 лет Overhaul Games вдыхает жизнь в уже почившего гиганта столь популярного жанра ролевых игр, явив свету .

Ты или не ты?

Много внимания разработчики уделили созданию персонажей. Данный этап радует своей вариативностью и набором доступных настроек. Если вы не хотите уделять этому должного внимания - просто выберите из уже готовых героев. Если же вы решитесь на этот шаг, то можете увлечься и потратить немало времени, подстраивая персонажа под себя.

Однако самым главным расширением к игре является отдельное дополнение «The Black Pits», в котором группа из 6 бойцов будет пытаться выжить на арене, уничтожая волны враждебных тварей. Между кровавыми раундами группа латает раны, повышает характеристики и даже пользуется местным магазинчиком. Честно говоря, назвать это отдельным дополнением - это явный перебор. Это как отдельная мини-игра, пусть и достаточно хардкорная. Если бы оно как-то соединялось с сюжетом основной игры или даже вошло в него, то смотрелось более уместно и гармонично. Увеличивать время геймплея простым выбросом толпы врагов это совсем уж не комильфо.

Enhanced edition также привносит в игру трех новых персонажей: дикую магичку Нииру, полуорка Дорна и монаха Расаада. Они так удачно вписались в игру, что может даже сложиться ощущение того, что эти персонажи были тут с самого начала и не были введены в игру искусственно.Всех их можно встретить относительно рано в игре, и все они довольно хорошо озвучены, наделены характерами и имеют свои квестовые истории. Выбирать, станут ли они нашими соратниками - зависит только от нас.

И все-таки это ты...

Уж в чем-чем, а задницы игра пинает до сих пор. Не стали разработчики лишать проект своей хардкорности. Тут не получится простым закликиванием убить всех врагов, а в случае смерти второго шанса уже точно не будет. Придется часто загружаться и часто использовать режим тактической паузы. Ведь все-таки Baldur’s Gate не просто RPG, а тактическая RPG, и эта приставка здесь не просто так, уж поверьте. Лишь уделив повышенное внимание всем стратегическим обстоятельствам, и раздав всем правильные указания, можно выжить в этом тяжелом мире. Даже в спокойное время нужно держать ухо востро, ведь даже обычные ловушки, которых тут предостаточно, способны убить одного, а то и более членов отряда. А тащить товарищей через полмира, чтобы воскресить - этого и врагу не пожелаешь. Особенно тяжко на начальных этапах игры, а так как развитие здесь крайне медленное по сравнению с современными ролевыми играми, то и отхватывать придется нам довольно часто.

Однако есть моменты, которые немного огорчают. Хотя было исправлено много багов, приличная их часть все еще осталась сидеть внутри. Разработчики уже выпустили пару патчей, но и они до конца проблемы не решили. Игра как вылетала часто, так и продолжает вылетать. Причем проблемы возникают уже при запуске игры. Другим раздражающим аспектом стали боевые товарищи и их умение находить пути следования. То они в двери застрянут, то вовсе убегут куда-нибудь. Этим «болел» Baldur’s gate , так что, видимо, это наследственное.

Мультиплеер игры на данный момент дает возможность присоединиться к кому-либо только в том случае, если вам известен чужой IP-адрес. Разработчики обещают, что в скором будущем выйдет обновление, благодаря которому игроки смогут соединяться с сервером Beamdog.net и приглашать своих друзей для игры или быстро находить себе оппонентов.

Итак, в начале статьи мы поставили вопрос, стоит ли Baldur’s gate: Enhanced edition свои 20$. Изменений по сравнению с оригиналом кот наплакал, главное дополнение больше похоже на любительскую модификацию, хоть и с профессиональной озвучкой. Если вы фанат серии или коллекционер, то ответ явно положительный. Если вы не соприкасались с данной серией, то лучше начать знакомство с истоков, с далекого 1998 года. Тогда вы сами сможете ответить на поставленный выше вопрос. Стоит подлинный Baldur’s gate ровно в два раза дешевле.

***

Попытка реанимировать проект такой величины оказалась вполне успешной. Отличная сюжетная линия вкупе с отличной ролевой механикой и запоминающими персонажами до сих пор делает игру увлекательной и интересной. Несмотря на сложность старой игровой школы, которая может отпугнуть молодое поколение игроков, «Врата Бальдура» еще могут тряхнуть стариной.

Будучи в студенческую пору ярым поклонником фэнтези, ролевых игр и настольной D&D, я столкнулся с интересной особенностью жанра RPG. Человеку, с ним незнакомому, очень трудно объяснить, что же это такое. Даже если сузить рамки до компьютерных RPG (C-RPG), все равно разнообразие исполнения таких игр остается настолько большим, что в двух словах рассказать о ролевиках не представляется возможным. Как написано в AD&D 2nd Ed. «Player’s Handbook», в данном случае метод описания с помощью сравнения не подходит, потому что просто не с чем сравнивать.

Как бы там ни было, я надеюсь, что большинство читателей знакомы с термином «RPG» и понимают, о чем я буду вести речь. Хотя, в компьютерном игровом мире модная в последнее время тенденция смешения жанров слегка размыла границу определения C-RPG. Например, тот же Diablo - на первый взгляд ролевик. А потом оказывается, что это аркада с элементами ролевика. Или тот же Strife - вроде бы RPG. А на самом деле, 3D-action с его элементами. Ну да ладно, с примерами давайте закончим - ведь сейчас я расскажу вам о настоящей ролевой игре.

Когда я впервые узнал о разработке Baldur’s Gate, мне бросилась в глаза одна из положительных, с моей точки зрения, черт игры. А именно - строгое соответствие канонам упомянутой AD&D 2nd Ed. Компания TSR, придумавшая и развившая этот вид настольных ролевых игр, уже зарекомендовала себя участием (в виде предоставления лицензии) в играх из разряда Forgotten Realms: сериалах Eye of the Beholder, Dragon Lance и т.п. Благодаря отлично продуманным концепциям атрибутики (предметов, магии, характеристик персонажей), игры эти получались интересными, сбалансированными - то есть, в высшей степени играбельными. Кроме этого, из известий о новой игре впечатляло огромное заявленное время на прохождение - более 100 часов - и количество графики, которая для нее рисовалась. Количество компакт-дисков, занимаемых игрой, варьировалось от 3 до 5, а дата выхода постоянно отодвигалась, подогревая ажиотаж. В конце концов, остановились на 5 дисках и выходе игры в самом конце декабря 98 года.

Как это выглядит

Откуда такая страшная цифра - 5 CD? Это очень нехарактерно для игр, а тем более, для ролевиков - вообще в истории игростроения такое количество компактов на одну игру встречается очень редко. Обычно происходит обратное - добивание единственного CD отрендеренными мультиками и CD-треками. Но в данном случае, все «по честному». Мультиков довольно мало, музыкальных треков нет вообще ни на одном из CD - все компакты заполнены игровой графикой.

Дело в том, что BG выполнена в изометрическом виде сверху, который зарекомендовал себя с наилучшей стороны. К нему в конце пришел сериал Ultima, его же избрали для воплощения Diablo, сходный режим был использован в combat-режиме в старых ролевиках Dragon Lance. А такой режим подразумевает наличие прорисованного заранее или создающегося по ходу действия ландшафта. Первым методом пользуется Ultima - весь игровой мир постепенно разворачивается перед игроком, как картинка с гигантскими размерами. Второй метод - метод Diablo, со случайно генерящимися уровнями, состоящими из схожих «кусочков». Создателями BG был избран первый вариант - и после запуска игры перед нами предстает огромный мир, заботливо прорисованный художниками из BioWare. Он вмещает в себя более 10 тысяч экранов (то есть, суммарная площадь всего игрового мира в 10 в 4 степени раз превосходит площадь того «окошка» размером 512х384 пикселя, через которое мы смотрим на этот мир - вдумайтесь в эту цифру). Именно эта графика, выполненная в 65 тыс. цветах, и занимает основное место на пяти круглых дисках с дырочками, т.е. CD. Придраться к графике невозможно - настолько все аккуратно и красиво. Светлые, веселые лиственные леса с бегущими речушками, темные, мрачные шахты и пещеры, таверны, освещенные тусклым светом горящих по углам ламп и бликами, отбрасываемыми огнем в камине, создают необходимое разнообразие. Поддерживают его также смена дня и ночи, и изменяющиеся погодные условия - сверкает молния, гремит гром, идет дождь, сыплет снег, появляется туман. Правда, к сожалению, следует сказать о некоторой неподвижности фонов - нет глобальной анимации вроде шевеления листвы или покрывания земли снежным покровом. Кроме перечисленного, среди визуальных эффектов следует упомянуть еще кое-что. Во-первых, многослойность пейзажа - ваш персонаж может зайти за дерево или за дом. Его будет видно благодаря тому, что закрывающий предмет становится полупрозрачным. Во-вторых, магия - разработчики умудрились выполнить в наглядной форме видимые действия около сотни заклинаний, перечисленных в правилах AD&D. Получилось действительно очень красиво - летающие огненные и ледяные шары, молнии и дождь из разноцветных огоньков расцвечивают поле битвы. В-третьих, и это важно, - анимация персонажей. Мало того, что прорисованы все их движения, коих несть числа. Мало того, что фигурка персонажа приобретает различный оттенок в зависимости от окружающего его освещения, и на нее даже правильно падают тени, частично ее перекрывая. Ведь еще и любой предмет, взятый в руки или надетый на себя, становится виден во время игрового процесса.

А предметов в игре очень много. Указаний по общему их количеству я не нашел, но на первый взгляд, присутствует большинство таких описанных в AD&D предметов, как: виды оружия, например различные стрелы, топоры, мечи, копья и шесты, кинжалы, луки и арбалеты, пращи; магические предметы: бутылочки, амулеты, и т.д.; одежда и броня: шлемы, кольчуги, латы, щиты различных форм и размеров. Каждый предмет прорисован по несколько раз - как он выглядит в инвентаре, так он выглядит, будучи «взятым» курсором мыши или валяющимся на земле… Не стоит забывать и об уникальных, поименованных предметах, обладающих, как правило, особыми свойствами. В общем, великое разнообразие.

Не подкачал и интерфейс, который помогает игроку ориентироваться в таком количестве предметов и характеристик. По правой клавише мыши вызывается полное описание предмета - небольшой текстик, взятый из PH, численные характеристики по всем параметрам. Как положено, попадаются предметы с неизвестными характеристиками, требующие идентификации. Понятно, что не каждому дано использовать тот или иной предмет, и недоступные предметы помечаются красным цветом. Если предмет доступен, то после «взятия» его мышью подсвечиваются те квадратики инвентаря, куда его можно поместить.

Инвентарь же разбит на части в соответствии с применением предметов - одежда, оружие, кольца, амулеты и обыкновенный заплечный мешок с прокручивающимся списком того, что лежит на земле рядом с данным персонажем. Трудностей с передачей предметов между героями не возникает, если они находятся недалеко друг от друга - просто бери предмет из одного инвентаря и клади в другой. Деньги автоматически кладутся в общую копилку.

Кроме экрана с инвентарем присутствует экран со всеми характеристиками героя, по которому вы следите за его развитием («накачка» персонажа - одна из непременных особенностей RPG). Самая необходимая информация,- уровень здоровья и наложенные заклинания- видны и без этого экрана, и изображаются на портрете уровнем красного цвета и иконками соответственно. Также ведется лог основных событий и встреч, произошедших во время игры.

Как в это играть

Хотя тема AD&D проходит через всю игру красной нитью, для успешного вступления в ряды поклонников BG вам не обязательно было ранее встречаться с этой концепцией игр вообще, и с миром Forgotten Realms, что рядом с Побережьем Мечей, в частности. Основные понятия, такие как характеристики персонажа (intelligence, dexterity, wisdom), заклинания мага и священника, расы и классы, встречаются в большинстве ролевых игр. Да и штудировать документацию по AD&D просто так, ради удовольствия, довольно проблематично - одна только Player’s Handbook, описывающая, что необходимо знать игроку в настольный вариант RPG, содержит в себе около полутора миллиона символов (толстенький такой томик формата A4). Без всего этого можно прекрасно обойтись любому, кто хоть раз играл в компьютерные ролевики - все подсчеты и следование правилам игра выполняет сама. В установках игры есть параметры, которые определяют, что вы хотите знать о том, как на самом деле работают вышеупомянутые правила. Но любителям изучать все углубленно и досконально, необходимо будет познакомиться хотя бы с основными параметрами AD&D вроде THAC0 или смыслом символов «2D4».

На этом техническую часть будем считать законченной, и перейдем от этих сложностей непосредственно к самой игре - сюжету и игровому процессу. Вы - 20-летний юноша, который провел все свои сознательные годы в городке Кэндлкип, что выстроен на утесах, поднимающихся из Моря Мечей, вдали от остальной страны Forgotten Realms. Вашим наставником был Горайен - родители ваши, как и ваше прошлое, вам неизвестны. И вот, в один из дней Горайен приказывает вам собирать вещички, поскольку из ставшего родным города вам нужно срочно двигать, причем по необъясненной вам причине. Вы собираетесь, встречаетесь с наставником, и под покровом ночи сматываете удочки. Но на выходе из города вас встречает страшная фигура, облаченная в латы и рогатый шлем, при поддержке великанов. Фигура для приличия просит закурить, а затем вступает в неравный бой с вами, в результате которого ваш наставник погибает. Вам удается спастись бегством, и вы оказываетесь один, без денег и практически без вещей, на дороге, ведущей в неведомые города.

С этого и начинаются странствия вашего героя. Но перед странствиями, естественно, необходимо этого героя создать - что является одним из самых священных занятий в ролевиках. Итак, перед вами хорошо знакомая последовательность выборов (очень схожая, например, с той, что была реализована в Eye of the Beholder). Выбирайте своему персонажу расу - человек, эльф, полуэльф, гном и т.д. Профессию - воин, маг, священник, вор, другие виды. Правила AD&D подразумевают возможность выбора двух профессий сразу - например, воин/вор. Для каждой из них необходимы минимальные требования характеристикам, которые вашему герою случайным образом даются. После всех перипетий с описанием внутренних свойств персонажа, у вас есть возможность выбрать его внешность - 24 портрета для экрана с инвентарем, плюс то, как он будет выглядеть непосредственно в игровом процессе, а именно: цвет волос и общий оттенок окраса одежды. Интересный факт - художник из команды Bioware для создания вышеуказанных портретов использовал в качестве основы фотографии людей, работающих в компании, их родственников и знакомых. Как уже было сказано, персонажи прорисовываются очень детально, вплоть до используемых ими предметов. Более того - у вас есть возможность самому нарисовать портрет и использовать его в игре. Например, самовлюбленные особы могут вставить в игру свою фотографию. Если вы новичок в RPG или в AD&D, вы сможете найти здесь исчерпывающую документацию по тому, как создать наилучший персонаж. К слову - в игре в любой момент существует возможность экспорта вашего главного персонажа в файл, вместе со всеми его характеристиками и предметами, который затем вы можете использовать как в мультиплейере, так и в начале новой игры. То есть, фактически, можно многократно проходить игру снова и снова, используя одного и того же персонажа, и таким образом накачивая его характеристики.

После создания персонажа, собственно, начинается игра. Как уже было сказано, изометрия в 45 градусов. Окно обрамлено тулбарами с переключением экранов, выбором действия и портретами персонажей. Хотя вы и начинаете в одиночку, в вашей компании возможно наличие до 6 личностей. Движок Infinity Engine подразумевает путешествия в реальном времени, и не делает визуального различия между походом и боем. Управление всеми персонажами вашей группы осуществляется практически как в real-time strategy, в том числе есть выделение нескольких товарищей в отдельную группу, есть удобная кнопка «выделить всех». При путешествии в количестве более одного героя, вы будете пользоваться формациями, т.е. формами расстановки группы персонажей. Они могут выстраиваться в прямоугольник, клином, буквой «Т» и т.д. - всего 5 комбинаций, каждая из которых может быть повернуто на любое количество градусов из 360 возможных. Когда вы посылаете с помощью мыши группу на переход в выбранное место, формация автоматически выбирает свое направление, хотя его можно выбрать и вручную, зажав правую кнопку мыши.

Местность, по которой вы путешествуете- Forgotten Realms (Забытые Королевства)- не мудрствуя лукаво, разбита на квадраты. В квадрате могут находится как дикие леса и пещеры, так и город. На местности также встречаются псевдо-возвышенности, на которые вы можете «подниматься» - такой прием используется во многих RTS, да в том же StarCraft, например. Из области стратегий взята еще одна особенность, которая там зовется “fog of war” - неисследованная территория затемнена, а удаленная от ваших персонажей на расстояние их взора, покрыта «туманом». Для ориентировки на местности есть две автоматические карты - карта данного квадрата-региона и карта страны, на которую вначале нанесены лишь некоторые из квадратов (крупные города), а по мере прохождения наносятся новые регионы. Таким образом, карта страны состоит из плотно пригнанных друг к другу регионов - подходя к краю одного из них вы можете свободно перемещаться на другой. И учтите - ландшафты не повторяются, каждый квадрат земли, из которых состоит мир, представляет собой отдельный «пейзаж». На местности присутствуют определенные точки, обозначаемые как «вход» - чаще всего, это вход в дом. Таковой вход осуществляется, как подгрузка небольшого кусочка карты. В отличие от Ultima, где вход в здание осуществляется просто «исчезанием» крыши, и вы можете видеть все, что происходит за стенами дома, находясь внутри его, в BG дом представляет собой замкнутую систему. Хотя обычно, если дом не слишком велик, вы можете временно разделить свою команду, оставив нескольких персонажей снаружи, и свободно переключаться между ними. Зданий в игре нарисовано очень много, у каждого города - свои строения со своими названиями, хоть и выполняющие сходные функции (например, в каждом городе есть таверна), но выглядящие по-разному. Да и внутри они оформлены различно - можно увидеть все, от трехэтажных таверн со множеством комнат до натянутых шатров-времянок. Встречаются и приколы, свойственные ребятам из Bioware - к примеру, «Храм Рэя - того, кто сказал «Эта чертова игра меня убьет!».

Во время путешествий вам, естественно, встречаются NPC - персонажи, ведомые компьютером, неотъемлемый атрибут ролевиков. В разговорах с ними вы получаете дополнительную информацию по сюжету, задания-квесты, за выполнение которых вам полагается награда. Кроме того, общение с ними помогает вам раскрывать перипетии сюжета, и узнавать что-то новое. Кроме того, выбор ваших ответов и последующих действий может повлиять на развитие дальнейшей сюжетной линии. Например, в зависимости от того, на чью сторону вы встанете в том или ином конфликте, может поменяться и ваша репутация и ваше материальное положение. Да что говорить, даже выбранный вначале пол персонажа оказывает немалое влияние на ход сюжета. Ну и конечно, не обойтись без встреч с недругами, или просто монстрами, которым все равно, кого убивать - а таковых, учитывая все разновидности, в игре насчитывается около 60.

Не на жизнь, а на смерть

Как уже было сказано, визуально бой от путешествия не отличается. А посему, он происходит в реальном времени. Но не стоит сразу отмахиваться от игры фанатам пошаговых боев в C-RPG - дело в том, что в любой момент игры, в том числе и в бою, вы вольны поставить паузу (не музыкальную и не рекламную, а вообще), и после этого раздать приказы каждому из членов команды- куда идти, что делать, какой предмет использовать. Хотя, здесь существуют определенные нюансы. К примеру, во время паузы нельзя лазать по инвентарю. Сами разработчики приводят для сравнения, как наиболее похожие с точки зрения системы боев, игры Darklands или X-Com 3.

Помимо возможности ставить паузы, бой проходит строго по системе AD&D, нет в нем никакой сумбурной кучи-малы, как в тех же достопамятных RTS. Все полученные повреждения и их очередность рассчитываются с учетом характеристик сражающихся персонажей и их оружия, хотя со стороны это выглядит, как непрерывная битва. Такое воплощение правил AD&D в C-RPG мне видится наиболее удобным.

Вы спросите: а как в таком случае устанавливается, каким именно способом будет действовать тот или иной персонаж? Скажем, маг может непрерывно кастовать заклинания, но может и посох в дело пустить. Или вор - он может стрелять из лука, а может спрятаться в тень и попытаться всадить нож в спину. Хороший вопрос! Но у меня на него есть хороший ответ - вы можете определять поведение вашего героя в бою!

Если включена кнопочка “Party AI”, то все ваши персонажи в драке ведут себя согласно сценариям, которые написаны разработчиками на все случаи жизни. У каждого из встреченных вами и потом присоединившихся персонажей есть свой сценарий по умолчанию, но вы вольны поменять его на один из предоставляемого списка - список большой, в нем по 3-4 сценария поведения для каждого класса, все они подробно описаны и схематично озаглавлены (например, “Theif aggressive” и “Thief defensive”). В результате, вам не надо будет каждый раз входить в роль Наполеона и задавать каждое действие вручную - члены группы сами разберутся, как им действовать. Самое интересное - разработчики предоставляют вам возможность самому написать сценарии и использовать их в игре! Для этого с игрой поставляется документация по их написанию и компилятор. Для облегчения написания скриптов и автоматизации этого дела, уже написан BG Scriptor, лежащий здесь. Таким образом, налицо интересная, оригинальная и удобная реализация боя, также очень важной составляющей ролевика.

Таким образом, путешествуя, общаясь и сражаясь, вы продвигаетесь вдоль линии повествования. Хотя игра не является вынуждено-линейной, как к примеру, Final Fantasy 7, некая канва у нее существует. Это отражается в виде смены «глав повествования» - до смерти вашего наставника идет пролог, затем первая глава, и так далее. А всего их семь. Смена главы происходит вследствие выполнения вами какого-либо важного квеста, причем заранее неизвестна важность того или иного задания, полученного вами. Всего заданий разной важности в игре более сотни. А уж каким методом выполнять эти квесты - решать вам. Этому немало способствует универсальность карты местности. Чтобы переместиться в любое из мест, где вы уже побывали, вам достаточно дойти до края текущего квадрата, и выбрать на карте место назначения. Вы вольны перемещаться туда «пешком», то есть проходя все регионы один за другим, по пути накачивая персонажей, а можете просто кликнуть на квадрат в другом конце страны, и тогда все путешествие будет заключаться в том, что вы получите информацию о расчетном времени, которое оно заняло (это время зависит от характеристик всех членов группы, и влияет на их состояние).

Как это на слух

Конечно, столь ощутимое пространство на 5 CD занимает не только графика. К достоинствам BG следует отнести и звуковое оформление. Во-первых, музыка. Про нее можно сказать лишь одно - именно такая музыка и должна быть у RPG. Тихая, спокойная, и в то же время, слегка настораживающая, способствующая погружению игрока в фэнтезийный мир. Она контекстно зависимая и меняется, если вы вступаете в бой или заходите в таверну, оказываетесь в стенах храма или же спускаетесь в глубокую шахту. И похоже, что музыка не оцифрована жестко заранее, а собирается из сэмплов по ходу игры, на манер того, как было сделано в Blood 2, хотя общая тема все-таки присутствует.

Кроме музыки, вас сопровождают и фоновые звуки - если вы в городе, лай собак и городской шум, а если на природе - пение птиц. Озвучка персонажей также проведена на высшем уровне. При создании своего героя, вы можете выбрать набор издаваемых им звуков из трех женских и трех мужских звуковых палитр. Каждый присоединяющийся к вам товарищ имеет свой набор фраз и звуков. Каждый NPC из влияющих на ход игры, если вы заговорите с ним, выдает первую фразу из всей тирады вслух. (Для остальных NPC, которые зовутся одинаково, Commoner, тоже есть довольно большой набор вступительных фраз). Каждый вид монстров звучит по-разному. Вне сомнений, это пример замечательной озвучки среди компьютерных игр, причем не только ролевых. Кстати, как и в случаю с изображением персонажа, вы можете включить в игру и свои звуки, с помощью которых ваши персонажи будут выражать свои мысли…

Нас много!

Несомненно, армия поклонников BG будет увеличиваться с каждым днем, и так как игрой поддерживаются все виды мультиплейера (модем, LAN, Inet), то безусловно вскоре появятся кланы и сервера игры. Собственно, несколько серверов уже действуют - к игре придается Gamespy для их использования. Но пока еще трудно сказать, насколько интересным будет мультиплейер, смогут ли разработчики избежать хакания характеристик персонажей, Player Killing’га и подобных вещей - это покажет будущее.

Что у нас плохого?

С трудом удалось наскрести по сусекам недочеты игры, которые вряд ли даже можно назвать минусами. Во-первых, нет никакой возможности развернуть окно с действием на полный экран - все так и происходит в 512х384. А было бы неплохо. Во-вторых, у персонажей возникают явные трудности с нахождением пути из точки A в точку B - иногда может получиться так, что он и вовсе не сможет дойти. В-третьих, на карте квадратного региона не отражается перемещение персонажей в динамике - не очень удобно. Ну и не обошлось без глюков, которые сможет исправить патч (ну уж без этого никак!). Например, собственноручно найденный мною баг с бутылочками. Если нажать на экране с информацией по бутылке “Drink potion”, а затем быстро «схватить» ее мышкой из инвентаря - она останется у вас и одновременно будет использована. Такая вот вечная бутылка, мечта алкоголика. Кроме этого мною были замечены зависания игры при операциях с диском. Игра хочет довольно много места на HDD (минимум 200), из которого она большой кусок тратит на кэш - часто запрашиваемые данные с CD, которые для ускорения списываются на винт. И вот, иногда, при подгрузке какого-либо региона игра наглухо завешивала мою машину. Однажды она зависла при сохранении и испортила мне save - пришлось переигрывать. Рекомендую во избежание сохраняться в два слота попеременно.

Финита ля RPG

Нет, до конца игры мне еще далеко. Создатели пророчат более 100 часов игрового времени, и если бы я начал писать обзор по окончанию игры, при моих темпах вы увидели бы его не раньше марта. Весьма вероятно, что я забыл что-то упомянуть, или просто еще не увидел этого в игре. Тем не менее, обзор есть, и итоги подвести можно.

Перед нами - прекрасный образчик игры, которая выполнена с завидным мастерством. Графика красива, а технические характеристики одновременно находятся на современном уровне, и не имеют никаких чрезмерных требований. Геймплей нескучен и сбалансирован, во многом благодаря тому, что за основу была принята система AD&D, проверенная годами - ни к чему изобретать велосипед. Озвучивание - выше всяких похвал. Музыка прекрасно подходит к игре, и на современный манер, контекстно зависима. В общем, как это не прискорбно, мы не смогли найти ни одного мало-мальски серьезного изъяна в ней, и потому выставляем игре беспрецедентный рейтинг - десятку.

Выражаем надежду, что компания Bioware и далее продолжит радовать нас прекрасными ролевыми играми.

Все по-прежнему: главный герой — отпрыск Баала — просыпается в подземелье некоего Хозяина, главная забава которого — пытать заключенных. Так бы и закончился жизненный путь сына Баала, если бы не загадочный орден, устроивший саботаж в стенах замка. Герой сбегает и следующие -дцать часов проходят в попытках разобраться, что здесь происходит?! Выход переиздания Baldur’s Gate II — это отличный повод провалиться в придуманный когда-то студией BioWare мир на часик-другой и пустить скупую геймерскую слезу, ведь так игры уже не делают. Увы и ах!

Если Вами была пропущена одна из главных RPG всех времен, то вот краткий экскурс: Baldur’s Gate II идеально передает дух старой школы, когда камера была закреплена где-то под потолком, а большинство событий приходилось домысливать. Ну и конечно бои: многие геймеры ломали зубы, столкнувшись в местном подземелье с первым же противником. Все дело в непомерной сложности игры.

И так получилось, что за десять лет мир успел сто раз измениться, а вместе с ним менялись и ролевые игры. Поэтому, выпускать Baldur’s Gate II в первозданном виде было бы затеей, мягко говоря, странной. Но Beamdog — разработчики переиздания, — поступили грамотно, косметически подшлифовав оригинал: было сделано приемлемое разрешение для широкоформатных мониторов, адаптирован интерфейс под современные стандарты... Игру это не упростило — те, кто привык к формуле Press X to Win, так и вовсе будут в шоке от происходящего на экране — но двух-трех перезапущенных сессий хватает, чтобы смириться и играть по навязанным разработчиками правилам.

Ребята из BioWare , которым принадлежит авторство оригинала, в шутку вставили совет: «Вашему персонажу не нужно есть, но Вы этого делать не забывайте!» Видимо, они не сомневались в успехе своей игры. Время показало, что разработчики были правы: рецензенты расцеловали Baldur’s Gate II во все интимные места. Особенно отмечались союзники и связанные с ними истории на любой вкус: интриги, любовь, предательство, смерть. И, казалось бы, все тютелька в тютельку, но люди, занятые переизданием, решили, что этого недостаточно, поэтому ввели двух новых героев. И эти персонажи, конечно, не столь колоритны, как BioWare ’овские — большинство ниточек так толком и не завязываются в узел — но следить за переплетением их судеб все же занятно. Но не больше.

Ругать Baldur’s Gate II: Enhanced Edition — это как-то не правильно… Ведь, по сути, это та же самая игра, что и 13 лет назад. Заслуги Beamdog весьма сомнительны: новое разрешение, пара-тройка квестов и попытки приблизить графику к современным стандартам — неужели разработчики не понимали, что этого мало для ценника в 15$?.. Оригинал тем временем можно купить за каких-то 200 рублей. Не понимаю, порой, я этого мира.